"Наследники" - кино против людского равнодушия

29 июня в Государственной Думе прошла презентация фильма "Наследники", снятого кинорежиссером Константином Одеговым по мотивам книги Сергея Козлова "Мальчик без шпаги". В основу повести "Мальчик без шпаги" лег незамысловатый, на первый взгляд, сюжет, подсказанный самой жизнью. Герои произведения - обычные современные люди, взрослые и подростки. Но их повседневные проблемы настолько типичны, что мы вправе сказать, что речь идет, по сути, о проблемах целой страны. В центре киноповествования - мальчик Тимофей из далекого сибирского поселка. В свои 13 лет он привык полагаться на одного себя.

Он сходит с ума от стыда и горя, видя вечно пьяных, дерущихся родителей, он забрасывает учебу, чтобы заработать денег хотя бы на еду и невинные мальчишеские развлечения, рискуя тем самым через некоторое время оказаться на проторенной матерью и отцом стезе… Его спасает маленькое чудо - и желание "выплыть", не повторяя их ошибок, может быть, не вполне осознанное, но сильное. Однажды Михаил, вор, которого Тимоха считает своим единственным другом, дарит ему пуговицу, да не простую… Мальчик решает узнать, кому раньше принадлежала пуговица - и это переворачивает всю его жизнь.Фильм получился под стать книге, хотя это не значит, что он полностью повторяет все повествовательные ходы и идеи повести. В ленте убедительно показан мир российской глубинки, обыденная жизнь большинства ее населения. Фильм демонстрирует, что происходит сегодня с людьми. Он отлично вписывается в понятие "детского" кино - картин о жизни современных детей и подростков, и не только в столицах, но и в провинции, о реальных вопросах, которые стоят перед сегодняшними школьниками. Одной из главных проблем, раскрываемых в фильме, стала извечная российская беда - алкоголизм. Ее масштабами и путями ее решения сейчас озадачены на самом высоком уровне - вплоть до президента. Но картина "Наследники" не только ставит вопрос о губительности пьянства - она показывает возможные пути выхода из тупика. Герои фильма, оказавшись, казалось бы, в безвыходном положении, тем не менее, находят в себе силы пойти путем духовного очищения. Непросто, с болью и потерями, родители Тимофея начинают понимать, что смысл жизни заключается не только в бутылке, до ширины горлышка которой сузился их внутренний мир. Они вспоминают, что рядом с ними - их сын, которого надо растить и воспитывать, а ещё больше - надо просто любить, потому что в противном случае его можно потерять навсегда в прямом и переносном смысле слова. Сегодня, когда наблюдается нездоровая "мода" на кинопродукцию низкого художественного качества, "Наследники" - подлинное открытие. Несмотря на это, путь картины к зрителю оказался долог и тернист, и даже теперь решены далеко не все проблемы с выходом ее на экраны. Особенно удручает полное отсутствие поддержки от государства! Все изготовленные на сегодня копии были напечатаны на средства режиссёра и продюсера, а Госкино осталось в стороне. Отсутствие большого количества копий затруднило показ фильма в кинотеатрах по всей стране, везде, где он мог бы вызвать живот отклик. И это при том, что лента вызывает огромный интерес на различных фестивалях и даже у зарубежных прокатчиков! Его уже приобрели в Польше, в Китае и ряде других стран. Руководители ежегодного детского кинофестиваля в Кемнице (Германия) заявили авторам "Наследников", что очень хотят показать это кино у себя, чтобы немцы видели, как живут люди в России. А отечественные прокатчики и чиновники всё сомневаются или делают вид, что их это не касается…В Сибири, где разворачивается действие и проводились съемки, приходилось длительное время убеждать руководство кинотеатров в том, что фильм будет иметь успех у зрителя уже потому, что рассказывает о людях из этого региона, о современниках и земляках, об узнаваемых и реальных проблемах. Разумеется, авторам очень хотелось показать картину и в столице. Хотя бы потому, что жизнь в Москве и провинциях существенно различается. В России происходит разрыв единого культурного пространства, и мы начинаем это ощущать всё сильнее и сильнее, но "Наследники", как было справедливо отмечено на презентации, как бы скрепляет культурное и пространственное единство нашей страны. Для многих москвичей он, возможно, покажется шокирующим и необычным, заставит в первый момент подумать, что события, представленные в нём - неправда, "чернуха", что таких тяжёлых, безвыходных ситуаций не может быть… Однако они происходят на самом деле! И авторы, которые хорошо и не понаслышке знают глубину исконно русской жизни, знали, что показать зрителю, дабы не оставить его равнодушным к проблемам ближнего. А ещё при работе над картиной они были уверены: при обращении к традициям мы начинаем лучше понимать самих себя. Трудно в полной мере осознать и оценить те события, которые происходили с нашей страной около ста лет тому назад. Ещё труднее убедительно показать их в живой связи с современной жизнью. Писателю Сергею Козлову и режиссёру Константину Одегову это удалось. Посмотрев этот фильм, зритель начинает понимать, что подлинные жизненные ценности жизни всегда даются трудом, преодолением чего-то - обстоятельств ли, или самого себя. Подросткам и молодежи, на которых, в первую очередь, ориентирована картина, еще предстоит многое преодолеть, но духовно-нравственные, социальные и прочие жизненные барьеры брать легче тогда, когда опираешься на наше духовное наследие.