"Терминатор-4": мужской и женский взгляд

Мы посмотрели один из самых ожидаемых блокбастеров года и оценили сразу с двух точек зрения. А теперь мы выносим ему вердиктЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД: Как сказал кто-то из великих, собственный стиль - это когда ты научился воровать идеи у самого себя. Режиссёр нового «Терминатора» МакДжи если ещё не нашёл свою «фирменную» манеру, то определёнными киношными привычками обзавёлся точно. Так, его новое творение производит впечатление не полнометражки, а нескольких серий какой-нибудь теле-эпопеи, просмотренных подряд и без титров. Однотипные эпизоды по схеме «встретились - поговорили - и тут напали терминаторы» сменяют друг друга через одинаковые временные интервалы; разница только в действующих лицах, да и то не всегда. Так угадайте, что же вышло из-под руки мастера до «Терминатора»?

Правильно, сериал.Впрочем, что нельзя назвать сериальным, так это качество экшен-сцен. Здесь всё сделано по-взрослому - действительно захватывающе, динамично, напряжённо, громко - в общем именно так, как надо делать для широкого экрана. Тут вам и гонки, и стрельба, и полёты на истребителях, и подводные техномонстры, и гигантские роботы, и даже атомный взрыв. Кстати, от этого самого взрыва героям удалось улететь - внимание! - на вертолёте.Вообще, подобных ляпов в фильме полно. Сюжетная линия, прямо скажем - не самая сильная сторона четвёртого «Терминатора». Взять хотя бы отношения героев. Главным персонажем фильма становится не спаситель всея Земли Джон Коннор, а демон во плоти, то бишь робот в человечьем обличье Маркус. Вокруг него крутятся все интриги и перипетии войны машин и людей, и вокруг него же авторы решили смастерить несложный драматический конфликт а-ля «Буратино» - о железном мальчике, который так хочет быть настоящим.Проблема в том, что страсти этого самого железного мальчика кажутся чересчур натянутыми: хотя бы потому, что о предыстории героя мы не знаем почти ничего, и все его излияния типа «быть или не быть мне хорошим человеком», выглядят, мягко говоря, немотивированными. А порой кажутся просто курьёзными. Апогея драматический накал достигает, естественно, в финале: герой корчит трагическое лицо, выпаливает мораль сей басни и... ну сами увидите. Не будем портить впечатления от фильма, оставив в тайне хотя бы концовку. Потому как, надо признаться, создатели «Терминатора» явно увлеклись маркетингом и сдали почти все свои выигрышные карты ещё до выхода фильма в прокат.Хотя, в общем, весь нелепый пафос и всю предсказуемость «Терминатора» можно простить за несколько простецких, но уж больно симпатичных трюков. За те же экшен-сцены, за подкупающее своей простотой лицо «железного мальчика» (роль исполняет не известный российскому зрителю Сэм Уортингтон), за звуковое оформление и за дань уважения предыдущим сериям приключений американского электроника. Если вы не ожидаете увидеть экзистенциальную драму и не ищете в голливудском кинематографе ответа на вопрос о смысле жизни, смело идите в кино и смотрите «Т-4».МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД: Новый «Терминатор» - это отличное, но пустоголовое зрелище, хороший летний блокбастер, хотя после всех ожиданий это вряд ли можно расценивать как комплимент. Впрочем, если ожидать от «Да придет спаситель» только боевика - разочаровываться не придется. Экшена здесь много, он безостановочный и довольно изобретательный: на воде, на земле, в воздухе, погони, перестрелки, рукопашные схватки, взрывы с Эйфелеву башню и роботы с Биг Бен.К спецэффектам тоже претензий нет. Никакой «мультяшности», огромные роботы из картинки не выпадают, не кажутся чем-то чужеродным и излишне «компьютерным». В общем, единственный минус по части зрелищности - битв формата армия на армию или хотя бы стенка на стенку между роботами и людьми в фильме нет. А ведь в эпизодах первого и второго «Терминаторов» некоторые сцены на это намекали...Но проблема фильма в том, что между боевыми сценами он ничего не может предложить зрителю, сколь разнообразен экшн, столь же однотипны диалоги и предсказуем сюжет. Ну в самом деле - в фильме нет ни одного неожиданного сюжетного поворота, никто из «хороших» не оказывается «плохим», ни один ключевой персонаж не гибнет самым неожиданным образом в самый неожиданный момент, а «секрет» нового терминатора Маркуса зрителю раскрывают уже в самом начале.При этом фильм изобилует таким количеством условностей и допущений, каковое даже для типового «летнего блокбастера» излишне. Весь фильм герои твердят, что нужно уничтожить штаб-квартиру Скайнет, производящей роботов, ради чего Сопротивление готовит решающий массированный удар объединенными силами, который положит конец войне. Все, Скайнет уничтожен, но Сопротивление не спешит радоваться, ведь одержана победа только в одном из многих будущих сражений...Или еще - Скайнет ищет юного Кайла Риза, чтобы убить его и тем самым изменить прошлое и не допустить рождения Джона Коннора. Скайнет его, разумеется, находит. Но вместо того, что уничтожить на месте, бросает в отдельную камеру и благополучно о нем забывает...Вся эта сумятица подается с максимальной серьезностью даже без намека на самоиронию. Зато в эту концепцию отлично вписывается нахмуренное лицо Кристиана Бэйла, который, кажется, напрягает все лицевые мышцы разом, чтобы изобразить бремя, которое лежит на плечах спасителя человека. Выходит похоже на молодого Де Ниро. Как ту не вспомнить просочившуюся в Сеть аудиозапись, на которой Бэйл поносил на чем свет стоит оператора, который осмелился проверить освещение в тот момент, когда актер играл особенно сложную сцену. Оператор, дескать, помешал лицедею сконцентрироваться и войти в образ. Положа руку на сердце - нет в фильме таких сцен, которые потребовали от Кристиана нечеловеческого напряжения.В общем, сюжет здесь - как в какой-нибудь линейной компьютерной игре, где он нужен только для того, чтобы хоть как-то сочленять уровни, заполненные стрельбой и взрывами. Зато все сделано с пиететом к первым трем «Терминаторам» - песня Guns'n'Roses в саундтреке, гонка на грузовике, появление «чучела» Арнольда Шварценеггера, расплавленный метал, безногий терминатор...В общем, в плюсе - отличный экши и уважение к традициям серии, в минусе - невнятный, мягко говоря, сюжет, отсутствие чувства юмора и непроработанные персонажи...

Елена Федотова, Юрий Геворкян