Маленький лорд Фаунтлерой и князь Александр. Битва за совесть

О кино всегда говорят много. Иногда мне кажется, что слишком много. Видимо, всё же прав был В. И. Ленин, утверждавший в беседе с Луначарским: «…Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Впрочем, иногда используют и его апокрифическую фразу: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».

Совершенно неважно, произносил эти слова Ильич или не произносил, но неожиданно ныне, в начале XXI века, они стали актуальными для нас. Народ кинотеатры посещает, ждёт с восторгом чего-нибудь новенького, желательно в 3D (когда челюсти акулы захлопываются прямо перед твоим лицом, а супергерой распрыскивает кровищу тебе на колени). Молодёжь и даже лица, достигшие старческого маразма (коий стал распространяться на всё более и более молодые поколения) живенько обсуждают очередной шедевр -- например, «Трансформеры» или «Гнев титанов». Но ведь на самом деле «Трансформеры» безобидны при сравнении с кинопродукцией «Made in Russia». «Жила-была одна баба», «Сволочи» или «Цитадель» гадят непосредственно в душу. А отдельные киноманы этого не замечают, проглатывают огромные куски чепухи, замешанной на ненависти к стране и нации. Похоже, сейчас, по крайней мере, некоторая часть народа стала абсолютно безграмотной: не знает и не хочет знать своей истории, да и совесть отложена на дальнюю полочку…Я не буду писать о новинках. О них и без меня рассказано немало. Но вот 5 апреля 2012 года исполнилось ровно 770 лет со дня битвы на Чудском озере, и дату сию СМИ пропустили где-то на заднем плане, сообщили о ней вскользь. И точно так же в 2010 г. они позволили потребителям информации не заметить юбилей Невской битвы. И стоило мне помыслить о таких проделках ТВ-каналов, газет и журналов, отчего-то сразу припомнились два художественных фильма, провалившихся в нашем прокате: «Радости и печали маленького лорда» (2003 г.) режиссера Ивана Попова и «Александр. Невская битва» (2008 г.) Игоря Каленова. Рекламы, такой как у «Цитадели», фильмы не получили. Да и никто о них серьёзно не спорил. Провалились, ну и ладушки. На ТВ данные киноленты изредка появляются, но на фоне «многомудрых» и «поучительных» сериалов о похождениях семеек Ворониных, Лаптевых, Кукушкиных или «ментовских войнах» вкупе с разборками экстрасенсов, отягощённых поисками сексуальной ориентации, их и не найдёшь…Иван Попов снял просто замечательный фильм для детей и взрослых. Фильм получился лучше, чем первоисточник – книга Фрэнсис Ходжсон Бернетт. Но наиважнейшим мне представляется то, что вместо сцен из английской жизни на экраны выплывает чисто русское видение проблем жизни, быта, сохранения и приумножения духа аристократичности (который лишь отчасти связан с наследственным фактором, но больше с воспитанием и нравственностью). Попов собрал интереснейший актерский состав. Маленького лорда Фаунтлероя играет Алексей Веселкин, старого графа – Станислав Говорухин, мистера Хоббса – Сергей Газаров, адвоката – Олег Шкловский. Но всех и не перечислю, там есть и другие хорошие актеры.Вкратце сюжет. Маленький мальчик, которого воспитывает мама (отец погиб), живет в провинциальном американском городишке. Он честен, чист и прост. Доволен своим положением, продаёт котят, принадлежащих «церковному служке», дружит с мелким лавочником, любит маму и никуда не собирается уезжать. И вот из Англии приезжает адвокат, и оказывается, что ребёнок является единственным наследником огромного состояния и его дедушка – старый лорд Фаунтлерой ждет внука у себя в поместье. Юному Седрику не мнится счастливая жизнь в Британии, и только мать уговаривает мальчишку перебраться на Туманный Альбион (мотивировка: «Твой отец считал, что быть лордом это важно и почётно, что служить стране – это долг»).Американцы перебираются в Англию. Но старый лорд не желает видеть Нору – маму Седрика в замке (он зол на нее и на покойного сына, женившегося на обыкновенной учительнице музыки). Нора уговаривает сына отправиться к деду, сама же поселяется в охотничьем домике. Старый лорд выделил и дом, и прислугу, и предложил деньги на содержание (от которых бывшая учительница отказалась, у незнатных людей есть честь!), ибо не мог допустить, чтобы мать наследника нуждалась (хоть он и считает её вульгарной и тупой особой).После Седрик поселяется в замке. И начинается процесс воспитания: дедом внука, и внуком деда. Мальчик перевоспитывает взрослого свое искренней и неподдельной любовью. Ребёнку не нужны богатства, ему необходим дедушка сам по себе. Заносчивость и жестокость старого лорда Седрик пропускает, он видит только доброту, которая глубоко, очень и очень глубоко скрыта в недрах души аристократа. Но и лорд воспитывает внука. Мальчику жалко бедного арендатора. «Попади из ружья по «тарелочке» и арендатору вернут лошадь и землю!» Седрик, до этого мазавший постоянно, делает удачный выстрел. Маленькому лорду жалко хромого мальчика и он решает отдать своего коня. Дед не возражает и радуется, что ребёнок начинает распоряжаться в поместье. Но нового жеребца внуку не покупает: «Пусть приучается нести ответственность за свои слова!» Впрочем, что было после, раскрывать не собираюсь. Фильм, для тех, кто не смотрел, принесёт изрядную толику впечатлений. Но лорд, сыгранный Говорухиным, явно не англичанин, перед нами настоящий, подлинный российский элитарий (без кавычек), готовящий наследника для важных дел, для исполнения своих обязанностей перед Родиной и Короной. Удивительно русский фильм снял Иван Попов!А теперь я сделаю вывод, несколько необычный. Именно из маленького лорда Фаунтлероя вырастает молодой Александр Невский. Александр Ярославович из фильма Игоря Каленова – это возмужавший Седрик. Британию и другие декорации (как и время развития событий) отбрасываем. Они условны. Александр привык отвечать за себя и людей. Он верен и честен. Да, сомнения гложут его. Да, он может обманываться в людях. Но князь не ошибается в главном: надо нести ответственность за народ и Отчизну, надо быть человеком чести. Впрочем, у Каленова сюжет фильма в большой степени повторяет «Житие Александра Невского». Есть в кино и момент с Пелгусием. Есть и стояние в вере. Конечно, художественное произведение не следует в полной мере «Житию» и летописям. Но Александр показан великолепно. Актёр Антон Пампушный сумел сыграть так, что веришь ненароком – перед тобой сам князь.Немногочисленные критики подвергли фильм остракизму. Их возмутило описание боярского заговора с попыткой отравления князя. Ну, не могло подобного быть! Их разочаровал и образ новгородского боярства, которое рассуждает примерно так: «А нам при иноземцах лучше жить. Торговля пойдет круто. А католицизм? Примем. Можа нас туда пряником заманивать будут. А уж ради пряника и Родину сдать легко». Антизападный и антиолигархический получился фильм. Потому и провалили. У Игоря Каленова были и другие картины, отнюдь не патриотические, вот эти-то вещи и хвалят. На примере Каленова деятели искусств показали, что не надо снимать. А то вдруг за «Невской битвой» кто-нибудь и «Куликово поле» решиться представить на экраны. Нетушки, нехай зритель про гея-поручика Ржевского смотрит шедеврятину. К сожалению, уроки (по замалчиванию) не проходят даром…Либеральщина душит, когда открыто, когда и тайно, живое русское кино. А поэтому не стоит забывать ни «Радости и печали маленького лорда», ни «Александра. Невская битва», ни иные реально наши фильмы. Идет сражение на духовном фронте. Идет сражение за совесть и моральное здоровье нации. Просто не забудем об этом…

Александр Гончаров