Почему социальная киносеть умерла так быстро?

Не прошло полугода, как социальная сеть для актёров, режиссёров и сценаристов Krolik.ru под предводительством Фёдора Бондарчука прекратила своё существование. Не прошло и нескольких месяцев с момента её запуска - о начале проекта стало известно в декабре 2008 года, - как сайт вообще перестал загружаться.По задумке авторов проекта одной из основных задач портала должна была стать продажа и дистрибьюция контента всех форматов, в том числе узконишевого (авторское кино, короткий метр, интернет-видео, мобильное видео, рекламные ролики, музыкальное видео и т.д.).

На сайте режиссёры должны были иметь возможность найти продюсеров, актёров для своих кинофильмов, актёры - режиссёров и т.д. Участникам сообщества обещали помочь с поиском профессиональной съёмочной команды и проведением онлайновых кастингов.Но кризис оборвал недолгую кроличью жизнь. Выражаясь более художественно, перестало хватать на морковку. У кроликозаводчиков банально кончились деньги. Фёдор Бондарчук не смог отбить многомиллионные вложения в «Обитаемый остров», и непрофильный актив с длинными ушами стал ему не карману. Второй инвестор - супруга одного из отечественных олигархов, потерявших в кризис существенную часть своих богатств, была вынуждена отказаться от киносети. В результате весь проект целиком оказался на шее у генерального директора Krolik.ru. Вытянуть его в одиночку оказалось нереально.Причём деньги у проекта кончились, судя по всему, ещё в январе, когда половину сотрудников уволили, а оставшихся заставили подписать заявления о неоплачиваемых отпусках, мол, погодите, сейчас решим проблемы с выходом инвесторов, которые потеряли интерес, и всех восстановим, не бойтесь. Сотрудники поверили. Программисты и креативное руководство проекта работало по домам до апреля.Таким образом, затраты на «Кролика» после запуска проекта (причём официального релиза так и не было) и первоначальных вложений в дизайн и структуру сайта были минимальными. «Я удивлён, что кто-то оплачивает хостинг (сейчас отключён. - «Часкор»), потому что «Кролик» - это два шкафа с серверами и канал в интернет толщиной с мусоропровод», - говорит наш источник на медиарынке.Конечно, если бы «Кролик» был постарше и имел больший авторитет в киносреде, его дела могли бы быть не столь плохи. Но на момент закрытия в силу юного возраста проблем у проекта было слишком много.Взять хотя бы аудиторию. Как нам удалось узнать от источника, близкого к создателям проекта, «на Krolik.ru общается какое-то количество непонятного народу, непонятным образом наприглашавшихся всеми правдами и неправдами». Каких именно результатов ждали от такой аудитории руководители проекта, не до конца понятно. Основную массу участников соцсети привлекло, конечно, имя Бондарчук. Им сказали: «Знаменитый режиссёр, киношная социалка, будем узнавать друг друга и звать на проекты», им подмигнули, и они пошли. Кроме того, в начале года был вброс в «Коммерсантъ» и ещё пару мест и сделана формочка «постучать в дверь» для страждущих любопытных. Так, за два месяца «Кролик» собрал почти 10 тыс. пользователей.В будущем планировалось запустить платные сервисы для киноиндустрии, проводить профессиональные фокус-группы для производителей и кастинги, причём делать это можно было в разы дешевле, чем на «Мосфильме», так что потенциал для возврата инвестиций там был, да и есть, вероятно. Благодаря «Кролику» прошёл кастинг в кинофильм «Жмурки-2», был набор контента для телеканала «2х2», был конкурс вирусных роликов. Последний состоялся, но победитель до сих пор не получил приз - по той же причине, по которой персонал не получал зарплат с декабря.Поэтому вряд ли «Кролик» был совершенно и с самого начала безнадёжен. «В перспективе Рунет сегментируется, даже не Рунет, а вообще рынок социальной коммуникации. Людям скучно в обычных сетях, и им дают там суррогаты - группы всякие, комьюнити и т.п. Но будет рост социалок по интересам. И «Кролик» должен был стать главной медийной социальной сетью Рунета. Или одной из, как минимум», - считает наш источник.Попади «Кролик» изначально в другие руки - к инвесторам, для которых реальный результат важнее созданного реноме, - у этого домашнего питомца были бы куда более высокие шансы выжить. В целом они сохраняются и до сих пор - если кто-то вдруг захочет вдохнуть в портал новую жизнь. Другое дело, что пройдёт несколько лет и пользователям надоест играть в социальные сети. И вот тогда оживить интерес к проекту будет практически невозможно.

Маша Базарова