Рецензия на абсурд

В своей жизни я писал разные рецензии. На фильмы, спектакли, книги. И всегда объектом рецензии было творчество. Более или менее успешное, яркое, бездарное. Всякое. Но мне и в голову не могло придти, что однажды придётся говорить о художественном фильме как о предмете судебного разбирательства.

282-я статья Закона о противодействии экстремизму сделала возможным и такой беспримерный абсурд.

Ага, очнулись! Наконец-то кто-то инициировал уголовное разбирательство по поводу бессмертного шедевра Лени Рифеншталь «Триумф воли», фильму, который очень любил Гитлер, и который недвусмысленно как бы намекал на то, кто на Земле настоящие люди, а кто - второго сорта. Хотя, о чем это я? Извините, замечтался. Сегодня объектом судебного преследования стало совсем другое кино. И совсем другой режиссер. Жаль, бабушка Рифеншталь не дожила. Иначе умерла бы сегодня, но, скорее, от смеха.

Живет себе вполне современный режиссер, кино снимает. И не километры использованной туалетной бумаги в реке блевотины... Извините, хотел сказать - сериалы: с одними и теми же бездарными актерами, в разных фильмах изображающих ментов, киллеров, проституток, бизнесменов, альфонсов, гомосексуалистов, разнокалиберную быдломразь. Пардоньте, других людей в расее нынче не водится - разве что еще гнусная школота, сволочи учителя и тупые родители в сериале Германики «Школа» сильно разнообразит аморальный ландшафт русского телевизионного сообщества. А так - всё то же безусловное дерьмо на фоне прошмандовок в мерседесах. Тук-тук, а кто еще в теремочке живёт? А никто - вот и вся современная Россия, остальные, те, которые понормальнее, живут не тут, а там - где море лазурное и автобусы двухэтажные. На худой конец - виноградники с жаворонками в небе. А пока они тут «работают», в ужасных погодных и санитарных условиях, и вынуждены мириться с каждодневным набором персонажей, которых я выше перечислил, ночуют и общаются в резервациях - каких-нибудь «Озёрах», «Милениум парках» и прочих зазаборных приличных домиках с лифтами и прислугой и восемью голодными ротвейлерами по периметру - вдруг быдло заглянет. Вот такая вот у нас страна. Я уже говорил - других-то нету, чумазые только, ну и, эти, что через запятую в сериалах.

Так как же мог режиссер Стрижак, этот невыносимый фантазер, снимать и показывать свою картину неизвестно для кого про историю? Кто позволили предположить, что что это можно показать людЯм, именно так хотелось бы сохранить ударение. Как можно напоминать русским, что они - русские, украинцам и белорусам - что они тоже не второго сорта людишки, а тоже - братья-славяне, родной нам народ, и все мы вместе - гордые и сильные, с богатой историей, традициями и культурой, которая освещает, вообще говоря, весь остальной цивилизованный мир? Нет, нельзя так все-таки. Вдруг и впрямь подумают, что «они» тоже - люди. Начнут интересоваться семьей, а не коллекционированием партнеров, культурой, а не деньгами, историей, а не телевизором. Что тогда станет с обществом, мирно жрущим вечерние макароны с котлетами под бутылку мерзкого пойла за просмотром ментовских войн или разборок между хорошими подонками и плохими подонками? И что будет с теми, кто живет в резервациях с ротвейлерами? А ну, как кто-нибудь задобрит собачек ядом и проникнет на территорию с вилами и топорами? На самолет-то можно и не поспеть.

Впрочем, есть и другая, более цивилизованная и «государственная» версия, отчего сериал «Игры Богов» вызвал такое возмущение у некоторых, отдельно умных, зрителей. Вроде, славяне там неприлично умные, храбрые, честные и спокойные в ущерб другим народам, населяющим нашу многонациональную..... исторически соединившую......ну, дальше вы сами знаете. Негоже славянам свою историю знать, традициями интересоваться. Вот татарам - можно. Якутам - обязательно, аварцам - необходимо. Всем можно и даже позарез обязательно. Славянам - ни в коем случае. Еще вдруг подумают, что в своей собственной стране живут. Греха не оберешься. Что тогда таджикам с киргизами делать? Неужто с русскими начать считаться? Неужто гордый Кавказ потерпит такое унижение - признать, что русские в России живут. А вдруг лезгинку в Вологде станут не приветствовать?

Впрочем, всё это глупые фантазии. Сам же Сергей Викторович Стрижак просто снимал кино. Про историю, про братство славянских народов, про крепкие и верные семьи, про ту самую широту души, которая и создала Россию, в которой есть место каждому братскому народу, независимо от калмыцкого разреза глаз или кавказского темперамента. А вопрос о том, почему нельзя снимать кино об истории своего народа, назойливым авторским рефреном посоветовал бы обратиться к бабушке Рифеншталь - эх, жаль, не дожила до судебного процесса в Уфе, где судят Стрижака.

В сторону сарказм. «Игры Богов» - хорошее кино. Остросюжетное, горячее, увлекательное, сделанное по всем законам жанра современного кинематографа. Аудитория у него была и остается очень большой. Не меньшей, чем у фильма «300 спартанцев» американца Зака Снейдера, снятого в 2006 году в последний раз. До этого Голливуд не раз обращался к бессмертному подвигу греков в войне против персидского царя Ксеркса. Чуете, чем пахнет? Российская судебная система зря задремала на «Играх Богов». Кто бы подсказал Ахмади Нижаду немедленно возбудить уголовное преследование американского режиссера иранским народом, которого царь Леонид столько убил и унизил их национальное и прочее достоинство в 480 году до нашей эры в битве при Фермопилах. Да и политический момент подходящий.

Впрочем, безусловный абсурд применения в нашей стране 282-й статьи становится всё более очевидным. Но реагировать на это абсурд приходится на полном серьёзе - с привлечением самых профессиональных адвокатов, с возбуждением общественного мнения, с опасным и утомительным доказыванием, что дважды два всё же ни разу не восемь. Дурацкая ситуация с «Играми Богов» привела в изумление и моего хорошего товарища, Президента РОО «Духовный центр тюрков «Кин Алтай». Акая Кине. Вот что он написал в письме режиссеру:

«В Духовном центре тюрков «Кин Алтай» с большим вниманием отнеслись к Вашему сериалу «Игры Богов». Тем ценнее Ваша работа, чем больше и чаще, народы, населяющие огромные пространства России, Украины и Белоруссии, ищут свои исторические и духовные корни. Эти корни - образующая сила в формировании национального самосознания, восстановлении традиций, утерянных за годы Советской власти, нивелировавшей историческую память народов, и во время двадцатилетия постсоветских реформ, планомерно разрушавших исторические связи народов великой страны. Для нас, коренных народов Алтая, представляется правильным ваш философский и социальный взгляд, который позволяет не только рассчитывать на укрепление традиционных ценностей славянских народов, но и правильное осмысление исторической роли всех народов огромной и великой страны в процессе развития и укрепления тысячелетних связей славян и народов Евразии.

Честное и глубокое осмысление исторических и культурных процессов, поиск своего места в мире и стремление к духовной открытости - пример нового кинематографического взгляда на опорные точки в истории, без знания которых трудно выстроить новое гражданское общество».

Так можем ли мы рассчитывать на восстановление культурного уровня общества, которому был нанесен непоправимый ущерб на протяжении последних двадцати лет? На фоне глупости, безверия, откровенной пропаганды насилия, порнографии и растления, «Игры Богов» - пример не только профессионального отношения к своему делу. Это кино -пропаганда просвещенного патриотизма. В славянской мифологии режиссер Стрижак нашел сюжеты, которые сегодня остро и актуально звучат для всех. И всем, кто внимательно следит за ходом судебного разбирательства в Уфе, очень важно, победит ли воинствующее мракобесие очень важное социально-философское явление и в современном искусстве, и в строительстве гражданского общества на нашем общем пространстве.

Дмитрий Лысенков