Российский кинопрокат требует снизить цены на фильмы

Сделки между киностудиями и прокатчиками в этом году в Каннах заключаются "со скрипом", а самый неприятный сюрприз преподнесли в этом году международному кинорынку российские прокатчики. Они потребовали от американских партнеров снизить цены не только на новые фильмы, но и пересмотреть условия прошлогодних сделок, заключенных до кризиса.На "кинобирже" в Каннах в этом году не так оживленно, как в лучшие времена, пишет Wall Street Journal. Даже резонансные фильмы не вызывают ажиотажа у прокатчиков. К примеру, долгожданный фильм Терри Гиллиама "Имаджинариум доктора Парнассуса" не продается так, как следовало бы продаваться фильму от знаменитого режиссера. Прокатчики придерживаются тактики "подождем-посмотрим" и хотят сначала изучить реакцию публики: публичная премьера фильма в Каннах состоится в пятницу.

Российский ультиматумНо самые неприятные сюрпризы преподнесли в этом году каннскому кинорынку российские прокатчики, пишет WSJ. Уже на второй день работы российского павильона в Каннской кинодеревне они выступили с заявлением, в котором потребовали пересмотреть прошлогодние контракты и резко снизить цены на фильмы западных кинопроизводителей - примерно на 60% (именно настолько упал к сегодняшнему дню рынок лицензионных DVD в России). Фильмы были куплены еще до начала экономического кризиса в России, когда перспективы рынка рисовались совсем иначе, объясняют российские прокатчики. Российские телеканалы сократили закупки, а объемы кинотеатральных релизов упали, жалуются дистрибуторы.По словам Ника Геворкяна, директора по продажам и закупкам "Совэкспортфильма", российские дистрибуторы страдают не только от недостатка средств, резкого спада посещаемости кинотеатров и продаж DVD-дисков, но и от 30%-ного падение рубля по отношению к доллару - контракты заключаются именно в этой валюте. "Это сегодня очень большая проблема для всех, кто импортирует фильмы в Россию ", - говорит Геворкян.Среди тех, кто выдвинул требования пересмотреть прошлогодние договора - представители крупнейших дистрибьюторских компаний России: Central Partnership, West, Paradise. Западные партнеры ответили достаточно резко. В частности, представитель компании Lightning Entertainment Ричард Гардиан заявил, что аналогичные проблемы есть не только у российских компаний. "Российские партнеры игнорируют ситуацию или пытаются полностью отступить от уже заключенных контрактов. Я думаю, что такая позиция не служит ничьим интересам", - сказал Гардиан в интервью Screen International. Но наши прокатчики готовы идти до конца: они заявляют, что прекратят работать с американскими партнерами, если те не пойдут им навстречу.Раиса Фомина, директор российской дистрибуторской фирмы InterCinema, сказала WSJ, что ее компания пересматривать условия договоров не собирается, но проблемы своих коллег понимает. "Я им сочувствую, - говорит она, - но цены были нереалистичными с самого начала". Фомина считает, что кризис может положительно отразиться на российской киноиндустрии. "Некоторые компании выйдут из бизнеса, а другие начнут думать реалистично. Кризис очищает рынок", - говорит она.Болливуд берет мир штурмомЕсли будущее российской кинодистрибуции теперь под вопросом, то индийская развлекательная индустрия процветает, пишет WSJ. На прошлой и этой неделе несколько индийских кинокомпаний объявили в Каннах о выходе на международный рынок.Еще в прошлом году болливудская студия Reliance Big Entertainment объявила о наполеоновском плане: создать 69 игровых фильмов на 9 языках, потратив на это $1 млрд. Как теперь стало известно, проект движется вперед: семь американских проектов студии получили зеленый свет. Reliance также вкладывает деньги в режиссерские проекты. К примеру, она инвестирует в киностудию Криса Коламбуса 1492 Pictures. Правда, некоторые европейские киноменеджеры сомневаются в плодотворности этих партнерских соглашений. По их мнению, Reliance сейчас "вбухивает" деньги в Голливуд, не задумываясь о последствиях.Амбициозных индусов критика не останавливает. Другая индийская кинокомпания, Studio 18, привлекла на Лондонской фондовой бирже около $83 млн и объявила о начале съемок хинди-язычного римейка фильма 1969 г. "Ограбление по-итальянски" (Italian Job). Студия Indian Film Company, которая раньше производила фильмы исключительно для внутреннего рынка, теперь собирается вплотную заняться совместным продюсированием фильмов с западными фильм-мейкерами.Одновременно болливудский гигант Eros International в Каннах объявил о начале съемок дорогой болливудской мелодрамы "Kambakkht Ishq", в котором снимутся Сильвестр Сталлоне и Дэнис Ричардс. В другом фильме студии, под названием "Kites", снялась мексиканская актриса Барбара Мори, - индусы пытаются покорить испаноязычный рынок. Студия Serendipity Films тоже объявила, что собирается инвестировать $50 млн в съемку картин, в которых будут вместе задействованы и западные, и индийские звезды.Вливание денег из Болливуда пойдет только на пользу американской киноиндустрии, говорит Бен Браунинг, глава продюсерской компании Wayfare Entertainment Ventures. Причем финансирование идет не только из Болливуда, обращает внимание Браунинг. К примеру, в Каннах компания из Саудовской Аравии Imagenation Abu Dhabi объявила о создании двух новых фильмов в сотрудничестве с Participant Media, принадлежащей президенту eBay Джеффу Сколу. "Деньги у них есть, - говорит Браунинг. - А как много, будет зависеть от цен на нефть".

Илья Зиненко