Российскому кино осталось жить два месяца

Госдума озаботилась возрождением российского кинематографа. На прошедших парламентских слушаниях представители киноиндустрии представили депутатам режиссерскую и продюсерскую версии необходимых действий.Деятелей сферы кино позвали в Госдуму обсудить готовящийся закон "О кино" и в целом ситуацию в российской культуре. Депутатам и чиновникам от Минкульта режиссеры и продюсеры рассказывали о наболевшем.Просили о главном: чтобы процесс двинулся с мертвой точки, проблемы стали решаемы, потому что о них говорили даже президенту и премьеру еще четыре года назад, но "воз" и ныне там.Выделяемые государством средства на поддержку отрасли расходуются неэффективно, российским режиссерам с именем все также приходится "клянчить" деньги на фильмы и их прокат, молодым продвинуться невозможно.

Организации, объединяющей кинематограф для противостояния голливудской экспансии, нет, механизма для привлечения молодежной аудитории – гаранта окупаемости фильма – тоже нет, рычаги противостояния пиратству отсутствуют. Это – коллективный "месседж". Накипело.

Без государства невозможноПервый зампред Госдумы Александр Жуков отметил, что в палате парламента лежит целый пакет законопроектов, реформирующих и сферу культуры в целом, и отрасль кинематографа, в частности.Проекты касаются, к примеру, электронных билетов в кино – идеи, продвигаемой Министерством культуры, а также поправок в Гражданский кодекс о противодействии пиратству, волнующему весь кинематограф. Какое направление ни возьми - без участия государства кино развиваться не сможет, уверен первый зампред Госдумы.Режиссеры с ним солидарны. "Сук, который затрещал несколько лет назад, уже трещит опасно, сук, который называется российское кино", - констатирует глава комитета по культуре Смольного, председатель правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев."Без господдержки российское кино исчезнет в течение двух месяцев", - убежден гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

Но с государством сложноРежиссеры сетуют: государство решило, что выделяемых денег на индустрию (чуть больше 5 млрд рублей) достаточно. Однако деньги существующих проблем не решают."Проблемы те же, прошло четыре года с момента встречи с Путиным в Петербурге. Фонд (государственный Фонд по поддержке кинематографии - Firstnews) начал работать, появилось подобие конкуренции, и все. Идут годы, а мы топчемся на месте", - констатировал Месхиев."И президент, и премьер столько раз проводили совещания – и ничего. У меня один вопрос: когда закончится сегодняшнее, как мы узнаем, что что-то произошло? Какой будет знак?", – поддержал его режиссер и сценарист Владимир Хотиненко.

Back in USSRПо мнению кинематографистов, подход к кино нужно менять комплексно. Лучшая система, возможная для кинематографа, была придумана советской властью - Госкино, считает депутат Госдумы от КПРФ, режиссер, сценарист и продюсер Владимир Бортко. Сегодня эту структуру необходимо воссоздать и наделить полномочиями по распределению государственных субсидий в кино вместо Минкульта, уверен он."Кино должно быть отдельно от Министерства культуры. Потому что интересы, масштабы кино совершенно не совпадают с интересами и масштабами Министерства культуры", - категоричен Владимир Бортко.Предложения Бортко таковы: резко снизить ставку по кредитам в банках для режиссеров, желающих снять фильм, и ужесточить ответственность для мэйджоров, предпочитающих сегодня отнести полученные на кино деньги в банк под процент, нежели вложить в ленту."Наказание за утаивание доходов, то есть за воровство, сделать не административным, а уголовным, как во всем мире", - заявил режиссер и депутат.Кроме того, единая структура могла бы решить и проблему с прокатом, считает его коллега Карен Шахназаров: аккумулировать десятки российских фильмов, снятых при господдержке.Так можно противостоять "пакетной" прокатной тактике американцев, которые продают кинотеатрам сразу по 50-60 фильмов, "закрывая год".Против пиратства - в едином порывеВозможность бороться с пиратством в интернете видит в едином центре киноиндустрии гендиректор студии Никиты Михалкова "Три Тэ" Леонид Верещагин."Пиратство подрубает нас на корню, мы потеряем зрителя. Должен быть единый центр, куда можно обращаться, чтобы решать глобальные проблемы", - настаивает он.Председатель Киносоюза Андрей Прошкин отмечает - интернет уводит молодежь от кинотеатров. Таким образом, меняется весь кинобизнес.По мнению владельца группы компаний "Амедиа" Александра Акопова, проблема с пиратством будет решена сразу же, как только Госдума примет поправки в ГК об ответственности провайдеров за контент сайтов."Главное, чтобы эту норму не обложили глупостями, которые неисполнимы. Если поправка дойдет до закона, все остальное кинематографисты сделают сами", - убежден он.Впрочем, председатель московской организации Союза кинематографистов России Геннадий Полока считает, что распространение пиратства – скорее, минус прокатчикам кино, нежели провайдерам или кинематографистам."Прокатчик не глядя, спрашивает: трюки, эротика, спецэффекты есть? Нет – смотреть не буду. А нынешние пираты делают диски лучше, чем лицензированные компании, лучше угадывают потребности зрителей", - отметил он.

Включите "извилину"Еще одна беда российского кино – тенденция к развлечению, уверены представители индустрии. Молодежь все, что нужно ей, берет в интернете. А как известно, именно молодые люди делают фильмам сборы. "Аттракционные" фильмы, таким образом, чистой прибыли лишены, да к тому же и "вымывают" из кинотеатров аудиторию, "у которой есть хотя бы одна извилина в голове"."Нужно создать системы поддержки кинотеатров, направленных на показ культурно значимого продукта – как в Европе. Это способ привлечь еще одну часть аудитории", - считает Андрей Прошкин.Киновед и культуролог Кирилл Разлогов предлагает смотреть глобальнее: Голливуд производит транснациональное кино, соответственно, России нужно последовать его примеру и производить кино для всего мира, чтобы российская культура стала его частью.

Да здравствует дебютНа днях на кинофестивале в Каннах впервые российский молодой режиссер получил премию "Дебют". Победа Таисии Игуменцевой, считают маститые режиссеры, показательна и должна служить "звоночком" чиновникам и депутатам: контакт с молодежной зрительской аудиторией будет найден только в том случае, если режиссеров-дебютантов в прокате станет больше."Нужна программа запусков дебютов в большом количестве, нужно запустить "встречный пал", также, когда пожары тушат", - убежден Владимир Хотиненко."Если законом не будет установлено, что две трети государственных дотаций тратится не на молодежное, а на дебютное кино – ничего не получим. Сегодня Минкульт финансирует только пять дебютных проектов. Это дикость", - аргументирует Алексей Учитель.Он отметил: вряд ли с такой господдержкой Таисии Игуменцевой удастся снять свой первый полнометражный фильм, который, по правилам Каннского кинофестиваля, она может в следующем году автоматически вынести на суд жюри."Не будет программы о дебютном кино – о художественном можем забыть", - констатировал Учитель.

Оборудование для немого киноВсе прозвучавшие на парламентских слушаниях идеи участники заседания обещали доработать, скомпоновать и через неделю предоставить депутатам Госдумы.Сенатор Алексей Пименов "под занавес" предостерег кинематографическое сообщество: как бы не вышло истории а-ля "строители Мосфильма vs Сталин": купили оборудование для немого кино, а вождь решил, что будущее – за звуковым."У нас бабушки скоро будут смотреть не телеканалы, а передачи, зафиксированные на кнопках пульта. Вы уверены, что люди будут ходить в большие залы, а не арендовать зал на 10-12 человек? Мы стоим на пороге революции. Предлагаю не покупать "оборудование для немого кино", - попытался посеять зерно сомнения Пименов в умы кинематографистов.

Ирина Бережная