Сокуров: в Думе много артистов и спортсменов

Александр Сокуров — о власти, Госплане, филармонической публике и искусстве в период смуты.

26 января в Петербургской филармонии состоится российская премьера фильма Александра Сокурова «Фауст», в сентябре победившего на Венецианском фестивале. Это финальная часть тетралогии о власти, начатой «Молохом», «Тельцом» и «Солнцем». С Александром Сокуровым встретился корреспондент «Известий».— Наконец-то ваш фильм увидят и русские зрители...— Надеюсь, надеюсь (смеется).

Конечно, вся наша съемочная группа, и я, и автор сценария Юрий Николаевич Арабов ждем встречи с нашими соотечественниками в условиях такого политического ажиотажа, политической разогретости аудитории. Социальный фон крайне неблагоприятный для выхода большой серьезной картины. Казалось бы, зрителям не до этого... Но надеюсь, что в России людям всегда будет до этого.— Митинги в Москве, и не только в Москве — это пробуждение сознания или все же опасная тенденция?— Во-первых, это появление на политической сцене новых людей. Эти люди созрели, как созревает плод, как пробуждается и созревает дерево для нового времени года. Жалко, что государственная власть не признает за ними права на рост, на развитие, потому что среди них не только социальные неврастеники, но и люди талантливые и образованные. Надо обучать их и привлекать к власти, к работе государственной. Сейчас этого нет, и в этом главная ошибка руководства страны. — И чем это грозит?— Управление страной может оказаться в руках людей неопытных, неталантливых, агрессивных, которые, понимая сложность положения, будут максимально высасывать из государства деньги, создавать свои рестораны, рынки, частные предприятия. И я испытываю большую тревогу за то, в каких руках окажется страна. Для меня совершенно понятно, что она должна быть в руках профессиональных работников, которые будут совершать какие-то экономические и политические операции, сделав перед этим анестезию. Самое тяжелое — это, наверное, ответить на вопрос, кто конкретно будет заниматься хозяйством и экономикой России. Кто возьмет на себя смелость возвращения некоторых социалистических принципов. Вне всякого сомнения, это нужно. Введение такого государственного органа, как Госплан, создание пятилетнего и шестилетнего планов развития страны. Необходимо уйти от хаоса скрытого бандитского олигархического капитализма. Вот вопросы, которые меня беспокоят. Я устал наблюдать все эти постоянные кошмарные метания, подозрения. — А в России вообще возможно поступательное развитие? Не революции и перевороты, а именно последовательное, умное движение вперед?— Оно необходимо. Пока мы не наблюдали его, у нас нет такого примера. У нас, к сожалению, очень напряженные пока примеры. Конечно, если говорить объективно, то в сравнении с 1990-ми годами сегодня экономическое положение лучше. Но экономического развития с вовлечением в хозяйственную деятельность населения в стране почти нет. Если упадет цена на нефть, нас постигнет катастрофа, которая проявится во всем — начиная от продуктов питания и кончая социальной стихией и гражданской войной.— В конце 1980-х вы сняли фильм про Бориса Ельцина, который еще был, можно сказать, оппозиционным политиком. Среди нынешних политиков есть личности такого же масштаба?— Люди с пафосом, эмоциями и чистыми помыслами, наверное, есть. Но не надо забывать, что Ельцин, придя к власти, достаточно долго руководил колоссальной промышленной территорией. У людей, которые сегодня молоды, нет никакого опыта — ни социального, ни бюрократического, ни административного. А современное общество — это слишком сложная машина, чтобы можно было по наитию ее вести. По меньшей мере, надо знать правила дорожного движения. А вообще-то желательно знать ее устройство и понимать, как ее починить. — А нынешние политики знают, понимают?— Когда смотришь на новый состав Думы, то пугает большое количество артистов, спортсменов и так далее. Я-то понимаю, что законы должны обсуждать и формулировать люди, у которых есть как минимум какое-то базовое юридическое знание. Можем мы допустить, чтобы операцию нам делал человек, у которого нет медицинского образования? Положим ли мы своего близкого такому хирургу на стол? А почему мы свою родную страну отдаем на растерзание людям, которые не имеют ни малейшего признака юридического образования и умения работать со сложными государственными документами? Нужно решительно менять закон в сторону существенного изменения образовательного ценза для депутатов Государственной думы. Это должны быть люди, знакомые с основами юридической культуры.— Когда вы говорили о власти и народе, мне вспомнилась ваша постановка «Бориса Годунова» в Большом театре. Многие из ее ситуаций мы видим сегодня.— Да, конечно. Но тут нужно говорить не обо мне, а о Пушкине, который увидел все это и суммировал. Но в нашей постановке был еще один важный аспект. Речь в первую очередь все же шла о сердечности, о судьбе души человека, у которого в руках огромная власть. Для царствующего человека душевная, моральная жизнь является, в общем, главной. — Почему для петербургской премьеры «Фауста» вы выбрали концертную площадку?— Это место, где собирается особая публика. Филармония для меня место особенное, намоленное. Большая честь представить кинокартину там, где впервые исполнял свои произведения Шостакович, играли выдающиеся музыканты.— На просмотр, не исключено, придут люди, которые никогда не смотрели ваших фильмов, а может, и Гете в руки не брали. Что бы вы могли им посоветовать?— Ну, право же, никаких советов быть не может. В конечном счете, если зритель, посмотрев фильм, начнет читать «Фауста», задача, которую я поставил перед собой, будет выполнена. Чтение — единственный процесс, который гарантирует, что мы не одичаем, не опустимся ниже всякого предела. — Зритель неподготовленный сможет воспринять такой фильм? — Сомневаюсь, что есть подготовленные или неподготовленные зрители. Если по душе своей зритель не готов художественное высказывание услышать, то не только «Фауста», но и никакое другое произведение не сможет воспринять. Но я хочу верить, что, посмотрев фильм, наши соотечественники найдут ответы на политические и социальные вопросы, которые общество ставит сегодня. Они прояснятся в своей вечности для нашей жизни российской.

Сергей Уваров