Возвращаем Госкино, атакуем интернет

Комитет Госдумы по культуре представил первые предложения к новой редакции федерального закона «О кино». Кинематографисты отреагировали очередной порцией заявлений о вреде «неконтролируемого интернета».

29 мая в Государственной думе прошли парламентские слушания по законодательному обеспечению развития российского кинематографа. Представителям кинобизнеса, парламентариям и чиновникам были представлены согласованные в комитете предложения по новому федеральному закону «О кино». Касаются они, в основном, финансового обеспечения и возврата 4 млрд рублей, которые ежегодно вкладываются в отечественный кинематограф. С докладом по этим предложениям выступил зампред комитета, народный артист России, режиссер Владимир Бортко.

«Доля американского кино в нашем прокате увеличивается год от года, и с этим надо что-то делать», - заявил Бортко.

По его словам, на пути к производству качественного кинематографа в России стоят несколько препятствий. Первое из них – это невозможность получить «дешевые деньги» на производство картины в коммерческом банке. «Банки дают на что угодно, в том числе на кино, ссуду под 15%. А с учетом того, что производственный цикл занимает в среднем 2 года до выхода в прокат, такие проценты увеличивают стоимость производства картины вдвое. Так произвести картину невозможно», - поделился Бортко и предложил снизить стоимость ссуд для кинематографистов до нуля или до 1%.

Второй проблемой Бортко назвал кинотеатры, которые ни перед кем не отчитываются, а значит никому не известно, сколько они должны отдать денег создателям фильма. Да еще и, при всем при этом, прокручивая по большей части американские фильмы, не платят НДС, «датируя» таким образом Голливуд примерно на 200 млн долларов в год.

«Кинотеатры, при этом, забирают себе с каждого билета 50%. Почему пятьдесят, как эта цифра обоснована, никто об этом не задумывается», - подчеркивает зампред комитета по культуре, указывая, что кинорынок у нас - четвертый по величине в Европе, 1 млрд 160 млн долларов в год.

Третьей ключевой проблемой финансового упадка российского кино Бортко назвал систему распределения средств на создание фильмов среди восьми конкретных «мейджоров». Эти «мейджоры», зная, что не смогут вернуть деньги с проката, просто несут полученные деньги в банк, там получают с них процент и живут, зарабатывая не «с проката», а «по ходу».

«При такой системе нет никакого стимула делать коммерчески успешное кино. Понятно какой кинематограф в этой системе должен у нас процветать, он и процветает», - резюмировал Бортко, заявив, что необходимо поддерживать не «мейджоров», а отдельные проекты.

Для этого в новый законопроект внесено положение о новой структуре, аналогичной советскому Госкино. Нопочти все выступили с обозначением еще одной основной проблемы - «избытком свободы в интернете».

Так генеральный директор «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» заявил на слушаниях, что «пиратство порубает кинобизнес на корню» и предложил ужесточить контроль на сетевым пространством. С такой же мыслью, в числе прочих, выступил режиссер и председатель «КиноСоюза» Андрей Прошкин: «Новый зритель, молодой зритель, приходит в кино значительно меньше. И вопрос с интернетом все важнее и важнее становится с каждым годом. Та свобода, которая там существует, радикально ухудшает ситуацию российского кино».

Эти предложения поддержал член Совета Федерации Алексей Пиманов, заявив, чтодолжна быть выработана система, при которой деньги «будут собираться со всего».

А присутствовавший на мероприятии  первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков напомнил гостям парламентских слушаний, что в Думе про интернет не забыли. «Сейчас в Госдуме находятся поправки, а фактически новая редакция, части 4 Гражданского кодекса. Я знаю из многочисленных совещаний, которые мы проводили, когда я еще в правительстве работал, о том, что кинематографическое сообщество волнует пиратство в большей степени, чем остальные темы. И происходящее в интернете напрямую связано с этими поправками», - заявил Жуков участникам мероприятия.

Впрочем, не только деньги и текущие проблемы вошли в круг обсуждения. Тот же Пиманов, в частности, весьма резонно призвал кинематографистов «смотреть в будущее» и привел футуристический пример развития отрасли.

«Завтра каждая бабушка будет смотреть телевизор не как телеканал, а как пульт, на котором будут запрограммированы передачи. Будет выкладываться контент, с которым в течение недели пользователь будет знакомиться в удобное для него время. И кинематограф не избежит влияния этих веяний», - заявил сенатор, чем действительно вызвал задумчивость среди собравшихся.

Евгений Ершов