Зрителей ММКФ ждет небывалое количество программ

Открывается 34-й Московский международный кинофестиваль. Для зрителей приготовили небывалое количество программ - 25. Как говорится, на любой вкус: от фильмов, нашумевших в этом году на самых авторитетных мировых смотрах, до классики немого кино.

Тим Бёртон в Москве: режиссер фильмов "Эдвард Руки-ножницы", "Сонная лощина", "Алиса в стране чудес" - гость 34-го Московского кинофестиваля. В Россию он приехал с президентом Америки. Днем - глава государства, ночью - супергерой, одним ударом топора разрубающий нечисть.

Альтернативная биография человека, отменившего рабство в Соединенных Штатах, - в фильме "Президент Линкольн: охотник на вампиров". Режиссер - мастер блокбастеров - Бекмамбетов, продюсер - главный киносказочник Голливуда Бертон, 70-миллионный бюджет и 3D. Фестиваль ждет впечатляющая гала-премьера.

"Тим - отличный парень, - говорит режиссер Тимур Бекмамбетов. - Его роль в создании этого фильма вообще огромная. И я думаю, что все с этим согласятся. Я думаю, что у этого фильма будет свой отчетливый и уникальный стиль, свой собственный 3D-язык. И мы действительно хотели создать эту иллюзию, что топор вот-вот влетит в зрительный зал!"

Из Канн с "Любовью" - фильм Михаэля Ханеке, только что получивший Гран-при самого авторитетного кинофестиваля, тоже покажут в Москве, в одной из лучших программ Петра Шепотинника и Аси Колодижнер, которые традиционно преподносят "8 с половиной" фильмов, потрясших киносообщество в этом году.

"С этими картинами всегда сложности технические, - отмечает программный директор Московского Международного кинофестиваля Кирилл Разлогов, - потому что Каннский фестиваль был значительно позже, чем обычно. И довольно сильная конкуренция со стороны прокатчиков. Но здесь будет картина "Рай. Любовь" Ульриха Зайдля - картина скандальная, которая ничего не получила, но наделала много шума. Будет картина открытия Канн".

Два десятка программ, свыше 250 фильмов. Вжаться в кресла зрителей заставят "Птицы" Альфреда Хичкока. Легендарный триллер специально отреставрировали для показа на широком экране и включили в "Золотую коллекцию" Universal Pictures.

На контрасте с голливудскими блокбастерами покажут малобюджетные американские фильмы с небольшого фестиваля в Техасе. Будет и немое кино с живой музыкой. Утонченным киноманам оставят "49 мест" - так называется новая, экспериментальная программа ММКФ. В маленьком зале, без перевода, с английскими субтитрами будут показывать необычное кино. Например, "День" Александра Монтова.

"Картина, сделанная слепыми про слепых, - рассказывает Кирилл Разлогов. - Ясно, что оператор был при этом зрячий. Чтобы тоже как-то это монтировать. Но это очень своеобразная картина, сделанная на очень небольшой бюджет".

Программный директор смотра фестиваль назвал контрастным, даже конфликтным. Слова оказались пророческими. Всего за несколько дней до открытия, когда уже была сформирована программа, разразился скандал с фильмом Бориса Хлебникова "Пока ночь не разлучит". Картину, которая должна была закрывать российские программы ММКФ, продюсеры неожиданно отозвали с фестиваля - якобы "таково условие показа на Варшавском киносмотре". А вот Рената Литвинова, чью работу "Последняя сказка Риты" рассматривали отборщики Канн, сознательно придержала кино для соотечественников. Это вторая полнометражная лента Литвиновой. Снята в сопродюсерстве с певицей Земфирой. Деньги на картину режиссер нашла сама, сама же шила костюмы и, бывало, выставляла свет. Операторами пригласила студентов ВГИКа, актерами - своих товарищей, без гонорара. По сюжету, три женщины, одна из которых серьезно больна, пытаются найти любовь. "Последняя сказка Риты" - один из 17 конкурсных фильмов нынешнего фестиваля. Среди них есть еще один российский - Андрея Прошкина, историческая эпопея о событиях XIV века.

"Татары в нем показаны значительно интересней, чем их противники из христианского лагеря, - считает Кирилл Разлогов. - Ну, добродетель всегда менее интересна на экране".

В отличие от Каннского фестиваля, где в этом году не было ни одного дебюта, в основной программе Московского их почти половина - английских, китайских, итальянских режиссеров. Судить их будут одновременно старшее поколение кинематографистов во главе с бразильцем Эктором Бабенко - режиссером оскароносного фильма "Поцелуй женщины-паука", который тоже покажут на смотре, - и молодые авангардисты. Среди них - лауреат прошлогоднего ММКФ Сергей Лобан, автор "Шапито-шоу". А также Жан-Марк Барр - режиссер и любимый актер Ларса фон Триера.

"В прошлом году была его картина "Перевод с американского" - про маньяка-убийцу и его отношения со своей возлюбленной, - продолжает Кирилл Разлогов. - В этом году мы не рискнули взять его последнюю картину в конкурс, пригласили вместо этого его в жюри, а картина будет показана вне конкурса в моей программе "Секс, еда, культура, смерть". Называется она очень прозрачно - "Сексуальная жизнь одной французской семьи".

Впервые на ММКФ будут оценивать короткометражное кино. Второй год подряд - выбирать лучшее документальное. Экспериментальные ленты молодых режиссеров представит конкурс "Перспективы" - аналог каннского "Особого взгляда".

Старт фестивалю даст "Духless", снятый по мотивам книги Сергея Минаева, скандального бестселлера 2006 года. Неоднозначное произведение на экран режиссер Роман Прыгунов, начинавший со съемок рекламных клипов, как и Федор Бондарчук, продюсирующий "Духless". После прошлогодних "Трансформеров", говорит Кирилл Разлогов, самое время показать российское кино о современной жизни.

Дарья Ганиева